BiA - Total War

Вернуться   BiA - Total War » Total War » Total War: Shogun 2

Total War: Shogun 2
Total War: Shogun 2 [Тотальная Война: Сёгун 2] - видео, скриншоты и обсуждения Total War: Shogun 2

Ответ
 
Опции темы
Старый 10.04.2011, 04:34   #1
Legat
 
Аватар для Legat
Legat вне форума
Доп. информация
По умолчанию Рецензия на Total War: Shogun 2 от AG

Рецензия на Total War: Shogun 2 от AG



Регби, крикет, сёгун… Какое из слов здесь лишнее? Правильно: регби. И еще крикет. 13 июня 2000 года малоизвестная студия The Creative Assembly, до того момента честно пахавшая на благо лейбла EA Sports, выпустила свою первую стратегию, и мир в одночасье перевернулся. Shogun: Total War была не просто хитом, она заложила фундамент для популярнейшей серии. Medieval, Rome, Medieval 2, Empire — каждый раз разработчики брали новый вес. Shogun 2 прекрасно вписалась в «семейную» компанию, но знаете, что самое интересное? Сравнивая оригинал и изрядно потолстевший сиквел, понимаешь, что классика бессмертна. Формула игры за десять лет не изменилась.

После Empire трудно привыкнуть к камерному характеру Shogun 2. Самураи не мечтают захватить полмира, их амбиции и стремления сосредоточены на японском архипелаге. «Сюжетные» кампании тоже остались в прошлом. Игра не разменивается по мелочам. На кону титул сёгуна — человека, который, в отличие от марионетки-императора, действительно управляет страной.
Прежде чем снимать со стены любимую катану, необходимо решить, под каким флагом воевать. У каждого из девяти основных кланов (десяти для обладателей «расширенных» изданий) свои особенности. Шимазу славятся умелыми мечниками, Такеда — кавалерией, Ода — легкой пехотой… С нюансами географического и политического положения по традиции знакомят советники. Кому-то повезло больше, кому-то меньше. Например, Токугава начинает восхождение к трону, будучи вассалом.
У жителей южных земель особые заботы. Заокеанские «варвары» готовы поделиться богатствами с теми, кто удержит морские пути под контролем. К тому же они могут продать «теппо»: европейские пушки (самодельным ракетницам и баллистам до них далеко) и аркебузы. За новейшие технологии придется заплатить не только золотом, но и душами подданных — вместе со смертоносным товаром на девственные берега прибывают христианские миссионеры. Ради военного преимущества прогрессивный даймё не прочь сменить буддистский лотос на крест. Его консервативные «коллеги» вряд ли одобрят такой шаг, да кого волнует чужое мнение? Даже закадычные приятели рано или поздно встретятся на поле брани.
На максимальной сложности AI ведет себя агрессивно — атаки и неожиданные морские десанты (наконец-то!) не дают расслабиться. Успехи раздражают завистливых соседей, вынуждая их безо всякой причины лезть на рожон. Когда тебя ненавидит половина Японии, смех сам застревает в горле. Компьютерные генералы академиев не кончали, но чтобы задавить противника массой, много ума не надо.
Хотя на первых порах дипломатия будет серьезным подспорьем, ведь под руку с разодетыми послами шествуют купцы. Торговые соглашения увеличивают приток капитала и открывают доступ к редким ресурсам. Для производства качественного оружия нужна сталь, древесина позволяет строить гигантские корабли-крепости, благовония пригодятся в храме, шелк — в публичном доме. Создав себе положительный имидж, попробуйте выбить разрешение на проход войск. Ну а следующая ступенька — альянс. Уровень взаимоотношений недостаточно высок? Переведите их в альковную плоскость. Знать охотно берет в жены заграничных принцесс, после чего разговаривать с даймё уже гораздо проще. Если по-хорошему никак, стоит прибегнуть к угрозам или, наоборот, предложить заложников — в случае нарушения договора их порубят на сашими.


Глобальная карта проработана до мельчайших деталей (в этом плане Shogun 2 схожа с Napoleon); дороги, горные массивы, поселения — здесь все продумано и имеет стратегическое значение. Игра не дает отсиживаться за неприступными стенами. Кузницы, порты, шахты, каменоломни и прочие важные объекты инфраструктуры расположены в стороне от больших городов. Отдельный пункт — сельское хозяйство. Мешок золота не заменит мешок риса; голодные бунты — последнее, что хочет видеть правитель, вернувшись из длительного похода.
Наши основные нахлебники — гарнизоны. «Бесплатные» бойцы незаменимы при осаде, но в мирное время они тяжелым ярмом висят на шее. Чем больше этажей в тэнсюкаку2, тем выше потребление пищи. Каждый новый уровень крепости разблокирует ячейку для строительства. От обилия возможностей текут слюнки. Рынок умножает доходы, буддистский храм успокаивает верующих и привлекает загадочных воинов-монахов, школа мечников/копейщиков/лучников снабжает соответствующими войсками, тренировочный лагерь удешевляет процесс…
Для постройки базового здания нужно лишь желание. А вот для апгрейдов необходимы отнимающие немало времени научные исследования. Игра четко разделяет военные и мирные технологии, заставляя искать баланс между двумя крайностями. Богатый клан, который на решающее сражение может выставить только толпу трусливых асигару3, так же уязвим, как и тот, что обладает обширными познаниями в ратном деле, но не располагает средствами для их практического применения. Бывают ситуации, когда меч вообще не покидает ножен. В Shogun 2 люди и города покупаются и продаются. Взятка не делает чести ни тому, кто ее предлагает, ни тому, кто берет, зато помогает избежать кровопролития.
Эти и другие махинации проворачивают метсуке — агенты тайной полиции. Впрочем, есть праведники, над которыми деньги не властны. Странствующие монахи проповедуют полное отрешение от земных радостей и печалей. Сила слова велика — подчас одной беседы хватает, чтобы успешный чиновник перебрался из роскошного дома в хижину отшельника, а солдаты разуверились в генерале. Ниндзя-невидимок не тревожат вопросы добра и зла. Шпионаж, диверсии, убийства — арсенал их приемов разнообразен, цена доступна. Иногда требуется специалист узкого профиля. Гейша не сумеет «заморозить» армию, распахнуть крепостные ворота или поджечь сарай с припасами, зато знает сотню способов лишить жизни ослепленного страстью мужчину.
Настоящий профессионализм приходит с опытом. Открывая ветви на дереве талантов, мы придаем развитию персонажа определенный вектор. Метсуке способен заниматься судопроизводством (его цель — очернение и, в идеале, физическое устранение неугодных граждан) или контрразведкой, следить за лояльностью военачальников или предотвращать народные волнения. То же самое с монахами и ниндзя: карьерная лестница может увести их в ту или иную сторону. Даже у генералов теперь есть выбор: один предпочтет меч, другой — хрупкую кисть поэта.
Shogun 2 обожает ставить перед игроком дилеммы. Разрешить крестьянам свободно переезжать из деревни в город или закрепить их на земле? Приобрести оптовую партию оружия или проигнорировать выгодное предложение? Повысить социальный статус купцов или указать нуворишам их место? Такие сюрпризы добавляют изрядную порцию реализма.


Частенько единственный вариант развития событий — битва. Shogun 2 следует канонам серии. Юнитов немного (различия между фракциями минимальны), и на сей раз среди них нет «близнецов». Взять, к примеру, самураев с катанами и самураев с нодати4. Первым близок наполеоновский принцип «главное — ввязаться в бой, а там видно будет», вторые требуют бережного отношения — вражеский строй сминают без труда, однако легкая броня делает их уязвимыми. Странно, что нодати не достался бонус против кавалерии, как у копья или нагинаты5. Длина оружия позволяет разрубить наездника вместе с лошадью (кстати, всадники научились спешиваться).
А помните вечного одиночку кэнсая из оригинальной игры? В Shogun 2 такие «монстры» ходят целыми бандами. Непобедимые в ближнем бою, они пасуют перед стрелками-асигару. Пули насквозь прошивают любые доспехи, грохот и дым наносят колоссальный урон морально-психологическому состоянию. Потянуло на экзотику? К вашим услугам «женские батальоны смерти» онна-бугэйся и ниндзя. Облаченные в черное трико воины не приемлют честного боя. Их козыри — скорость и незаметность: пробрался в тыл, набросал дымовых бомб и исчез. Потери не важны. Если кто-нибудь уцелел, отряд полностью восстановится за несколько ходов.
Особый шик — использовать «невидимок» при штурме. Японская крепость не чета европейской; в игре это лишь холм, искусственно разделенный на ярусы и обустроенный для обороны. Не нужно ни лестниц, ни осадных башен — солдаты сами залезут по пологим склонам. Два-три кольца стен (бывает и более сложная планировка) оставляют простор для маневров. Нет ничего глупее, чем сидеть на вершине и безучастно наблюдать за тем, как враг захватывает никем не охраняемые позиции. Порой вмешивается артиллерия, но ее роль невелика. Что в XVI веке, что в XXI-м — войны выигрывает пехота.
Пока самураи азартно шинкуют друг друга, можно приблизить камеру… И попробовать понять, что же именно, черт возьми, пошло не так! Ведь на скриншотах игра выглядела на порядок лучше. Видимо, торопясь к заявленной дате, разработчики не успели управиться со всеми «украшениями». Отсутствие FSAA для DX9 и DX10 больно бьет по глазам, освещение сделано неидеально, да и некоторые текстуры не ахти. От дорогого «железа» тут мало прока — шейдеры четвертой и пятой версии в релизе включить нельзя.
Морские баталии не помогут The Creative Assembly реабилитироваться. Смахивающие на гигантских доисторических чудовищ корабли кружатся в ленивом танце, обмениваясь стрелами и ружейными залпами. «Японцы не стремились потопить вражеские суда. Их целью был абордаж и рукопашная схватка», — объясняет встроенная энциклопедия. Историческая правда соблюдена, но после Empire играть скучновато.


Хорошо хоть к многопользовательскому режиму авторы подошли ответственно и с душой. Вместо череды безликих сражений — увлекательный вояж по карте Японии. Каждая победа (а иногда и поражение — система регулярно дает сбои) присоединяет к карманной империи очередную провинцию и открывает доступ к новым типам юнитов и «перкам». Мало-помалу военачальник обрастает полезными навыками, «прокачивает» отряды, вступает в клан…
Об этой игре можно говорить еще долго (и мы обязательно продолжим в отдельной статье, посвященной мультиплееру), но главная мысль понятна без лишних слов. Даже в нынешнем чуть незавершенном виде Shogun 2 — красивая, глубокая, стильная и безумно интересная военная стратегия.
1Здесь и далее стихи Мацуо Басё.
2Высокая центральная башня в японском замке.
3Бывшие крестьяне, которым выдали оружие и заставили пройти «курс молодого бойца».
4Двуручный меч, длина которого нередко достигала полутора метров.
5Внешне похожее на копье оружие с длинной рукояткой и чуть изогнутым односторонним клинком (японский аналог европейской глефы и русской совни).


Оценка AG - 87% (хорошо)











Получено наград:

  Ответить с цитированием
Ответ

Нижняя навигация
Вернуться   BiA - Total War » Total War » Total War: Shogun 2

Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 23:09. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® 3.8.1
Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
The Creative Assembly Limited Rome Total War, Barbarian Invasion, Alexander, Medieval 2 Total War, Empire Total War, Napoleon Total War, Total War Shogun 2, Total War: ROME II, Total War: Arena, Total War: ATTILA, Total War: Warhammer